Після перекриття України Північно-Кримського каналу першими постраждали фермери - зокрема, рисоводні господарства. Тепер води в Криму не вистачає і на побутові потреби. Влітку 2016 ряді східні регіонм півострова через відсутність води оголосили надзвичайну ситуацію. В Східний Крим воду перекинули з Тайганського водосховища, через що воно майже вичерпалося. Підконтрольний Кремлю міністр екології Криму Геннадій Нараїв впевнений, що виправити ситуацію допоможе буріння свердловин. Природний потенціал водних ресурсів анексованого Криму використовується на 100%, що призводить до висихання джерел, знищення екосистеми - використовувати стік повністю не можна. Раніше Україна забезпечувала до 80% потреб Криму в прісній воді, пишуть Патріоти України із посиланням на Крим.Реалии.
– С нами на связи корреспондент «Новой газеты» в Крыму Иван Жилин, исследующий проблему водоснабжения Северного Крыма. Иван, есть ли, по словам местных жителей, реальная проблема со снабжением и качеством питьевой воды?
Жилин: Оценки довольно противоречивы, особенно у фермеров. Те, кто занимается пшеницей, заявляют, что проблем с водой в Крыму нет – это хорошая картинка для федеральных каналов. Но пшенице ведь не нужен регулярный полив. Фермеры, специализировавшиеся на бахче и овощах, говорят, что проблема есть, и выращивать их продукцию в промышленных масштабах сейчас невозможно. Но они надеются, что со временем Северо-Крымский канал заработает, и проблема будет устранена.
– Что говорят люди о качестве воды?
Жилин: Одни – что все прекрасно, другие – что из крана течет соленая вода. Слышал о соленой воде в кранах от жителей Армянска, Джанкоя, Красноперекопска. В Джанкое говорили о том, что в одной части города вода соленая, в другой пресная – не знаю, с чем это связано.
– В названных вами городах крупными потребителями являются химические предприятия. Насколько сильно они влияют на ситуацию в регионе?
Жилин: Я общался с бывшим помощником вице-премьера Крыма Павла Шеремета – Владимиром Гарначуком. По его словам, идет масштабная выкачка пресных подземных вод, скважины бурят на глубину более 400 метров. И химические предприятия вносят очень большой вклад в засоление почвы. Но они вынуждены это делать, чтобы хоть как-то функционировать дальше.
– С нами на связи директор Института водных проблем и мелиорации Михаил Ромащенко. Михаил, на встрече с виноделами и виноградарями депутат Госдумы от Крыма Андрей Козенко заявил, что аграрии получат право пользоваться подземными водами. Сейчас такого права у них нет, хотя многие бурят скважины. К чему может привести разрешение аграриям самостоятельно бурить скважины?
Ромащенко: Это приведет к тому, что Крым уже проходил. В 1970-х, до широкого использования вод Северо-Крымского канала, активно бурили скважины. Началось повышение минерализации вод, качество воды резко ухудшилось. Вода стала непригодна даже для полива. В Крыму нет запаса подземных вод для столь активной эксплуатации, и, если продолжать ее, это негативно скажется на качестве. По моим данным, в 2014 в Джанкойском районе качество воды резко упало именно после активного бурения скважин. А природного ресурса в Крыму хватает лишь на питье и коммунальные нужды, и то с трудом.
– К чему приводит минерализация вод?
Ромащенко: Изменяется химический состав. Для полива разрешается использовать воды с показателем общей минерализации не более 1 грамма на литр. Если минерализация выше – это уже так называемый второй класс пригодности, возможности применения такой воды гораздо уже. Кроме того, воды могут быть невысокой минерализации, но содержать большое количество токсических элементов – хлора, натрия, магния. Особенно опасно содержание натрия и магния, оно может приводить к процессам осолонцевания и делать грунт непригодным для использования.
-Если в Крым снова начнет поставляться вода по Северо-Крымскому каналу, сколько времени уйдет на восстановление экосистемы?
Ромащенко: Чтобы промыть почвы там, где они засолены, достаточно года. Чтобы вернуть нормальную минерализацию грунтовых водоносных горизонтов, нужно 2-3 года. Но главное условие – наличие воды в достаточном количестве и качестве. Сама экосистема орошаемых земель может быть восстановлена за те же 2-3 года. Все это процессы обратимые. Но чем больше проходит времени, чем больше засаливаются грунтовые и подземные воды, тем больше времени уйдет на восстановление. Грубо говоря, Крым окружен соленой водой, и интенсивное выкачивание пресной приводит к тому, что на ее месте появляется соленая. А количество осадков невелико, чтобы обеспечить естественное пополнение запасов подземных вод.
З початком Великого посту люди починають задумуватись над тим, що можна, а чого не можна робити під час постування. На сім тижнів православним слід утриматися від розваг, скоромної їжі, грішних помислів і вчинків. Але пам'ятайте - не потрібно зводити п...
У бурхливому морі боятися треба не усіх тих, хто качає, і не того, що все гойдається. Україні потрібно боятися не громадянських протестів, а зупинки реформ. Таку думку висловив на своїй сторінці в Facebook журналіст і головний редактор сайту "Цензор.НЕ...